Возможности современной архитектуры и дизайна, с каждым годом не перестают удивлять необычными строениями и фантазией архитекторов. Одним из самых ярких и необычных на мой взгляд строений есть выставочный зал «Кристалл» в Торонто. Расположенный в канадском городе Торонто Королевский музей Онтарио, который славится на весь мир своими уникальными коллекциями и экспонатами – яркий пример того, что со временем в любом здании становится тесно не только человеку, но и предметам. Построенный еще 1857 году музей стал слишком мал, и в июне 2007 года к нему был пристроен новый выставочный зал «Кристалл», который полностью изменил представление людей о том, как должно выглядеть современное здание. «Пристройка», напоминающая собой форму причудливого кристалла, обошлась в огромную сумму: 270 миллионов долларов было потрачено на строительные материалы и заработную плату архитекторам и рабочим. К слову, из этой колоссальной для строительства выставочного зала музея суммы, 30 000 000 долларов пожертвовал удачливый бизнесмен из Канады Майкл Ли-Чин. Такая щедрость не осталась незамеченной властями Торонто, и зал назвали в честь благодетеля «Кристалл Ли Чин». Как уже говорилось выше, здание музея стало слишком тесным, вследствие чего был объявлен конкурс на разработку нового выставочного зала.
В нем приняло участие чуть более 50 проектов, каждый из которых был уникален, однако организаторы выбрали работу Даниэля Либескинда, предложившего построить новый выставочный зал в стиле, носящим название деструктивизм. К слову, деструктивизм – это не новомодное направление, многочисленные архитекторы утверждают, что рождение этого стиля произошло еще в конце 20-х годов прошлого века в Советском Союзе. Правда, необычные здания в СССР, ярко выделяющиеся из серой массы строений того времени, были лишь попытками построить что-то многофункциональное и недорогое. Однако стиль, названный деструктивизм, до сих пор вдохновляет архитекторов на разработку уникальных в своем роде сооружений. Перечислить их, пожалуй, было бы крайне сложно. Само строительство здания, состоящего на 75 % из дорогостоящего алюминия и на 25% из стекла, велось «всего» 4 года.
Почти вдвое больше времени ушло на разработку этого проекта: целых 7 лет просидели над чертежами Даниэль Либескинд и сотрудники из бюро Hamann Architects. Рассказывая о проекте «Кристалл», его главный разработчик часто говорил о том, что практически сутками он думал над тем, как агрессивно вторгнуться в окружающую архитектуру, как изменить представление человека о порядке и беспорядке. Как создать такой выставочный зал, который бы увековечил его имя, как в свое время сделал Эйфель, построивший свою башню. Справедливости ради, стоит отметить, что изначально предполагалось построить выставочный зал Королевского музея Онтарио практически полностью из стекла.
Однако от этой мысли пришлось отказаться: во-первых, такое сооружение было бы довольно неустойчивым, а во вторых, затраты на кондиционирование помещений превысили бы все мыслимые и немыслимые нормы. После долгих изысканий и работ, которые велись под строгим контролем архитектора, на свет появился выставочный зал «Кристалл Ли Чин». Его площадь составляет 18 600 квадратных метров. На семи этажах этого уникального примера деструктивизма, открыты сразу семь новых галерей, офисы и, конечно же, рестораны, в которых после долгих прогулок по музею, посетитель сможет насладиться тишиной и изысканной кухней. Если оказаться у Королевского музея Онтарио и своими глазами увидеть выставочный зал «Кристалл», можно впасть в состояние легкого шока: настолько сильно контрастирует новейшая урбанистическая постройка со старым зданием. Она словно вырывается из кирпичной кладки и тем самым говорит посетителям о том, что ультрасовременные технологии уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, постепенно вытесняя все старое. Многие канадцы и туристы, посетившие Торонто, являются ярыми противниками такого решения Даниэля Либескинда. Объясняя это тем, что Королевский музей – это своеобразный символ, в котором выставлены предметы культуры народов мира, в нем находятся экспозиции естественнонаучного характера.
Традиции были нарушены столь резким вторжением в архитектуру музея. На такую критику Либескинд реагирует вполне спокойно: объясняя, что жизнь, как и технологический прогресс, не стоит на месте, и что-то в этом мире нужно менять. Кроме этого, он ссылается на то, что новый выставочный зал «Кристалл Ли Чин» имеет форму природного кристалла, в нем нет ничего необычного и сверхъестественного. У каждого человека, как известно, свои вкусы и предпочтения. Практически столько же, сколько и ярых противников архитектуры нового зала Королевского музея Онтарио, имеется и поклонников таланта Даниэля Либескинда.
Эта часть публики восторгается бескрайним полетом фантазии архитектора и удивительными формами выставочного зала «Кристалл», который, по их мнению, оживил «безвкусный» и «скучный» угол улиц Авеню-Роуд и Блур Стрит. Такие положительные высказывания подтверждаются результатами опроса, проведенного одним из самых авторитетных в мире журналов о туризме «Conde Nast Traveler”. Многочисленные респонденты, которые видели новый выставочный зал Королевского музея «Кристалл» или которые смогли ознакомиться с его внешним видом по фото, отнесли его к 7 чудесам современной архитектуры. Внутри выставочного зала Королевского музея Онтарио, который считается самым большим музеем естествознания в Канаде и пятым по величине на всем Североамериканском континенте, совсем не возникает ощущения, что находишься в здании, напоминающем кристалл с острыми углами. Интерьер выставочных залов, ресторанов и офисов, расположенных в «Кристалле», совсем не говорит о деструктивизме.
Напротив, каждый элемент выполнен, в так называемом, «классическом» стиле. Никакие глыбы и урбанистический стиль не мешают посетителям выставочного зала ознакомиться с уникальными в своем роде экспонатами. Отдельного внимания заслуживает атриум, носящий странное и мистическое название «Дом духов» и огромный вестибюль. Не менее интересна и «Лестница чудес», являющаяся центральной во всем «Кристалл Ли Чин», и которая сама по себе представляет выставочный зал. Проходя по этой лестнице, соединяющей 5 этажей, можно увидеть более чем 1000 экспонатов: рога различных животных, старинные оловянные солдатики и многое другое. Неспешно прогуливаясь по «Лестнице чудес», в любой момент есть возможность свернуть на интересующий этаж. Например, на втором этаже «Кристалла» находится большая галерея, где представлены огромные скелеты динозавров, населявших нашу планету в далекие времена.
Третий этаж полностью посвящен культуре и традициям народов Африки, Америки и Азии. На четвертом этаже уже не встретишь предметов быта или скелетов доисторических животных, на нем находится Институт современного искусства, где можно познакомиться с творчеством и достижениями наших современников. Поднявшись на вершину одного из самых больших и самых великолепных «кристаллов» в мире, попадаешь в уютный ресторан, из окон которого можно понаблюдать за прохожими, многие из которых останавливаются и восхищенно смотрят на новый выставочный зал Королевского музея Онтарио. Естественно, не привлечь внимание это сооружение не может. Особенно, оно производит впечатление, когда последние лучи солнца скрываются за горизонтом, и здание освещается сотнями прожекторов. Недаром, многие архитекторы, которые трезво оценивают современные стили, называют «Кристалл» зданием будущего или пространством 21-го века.
Взято: