logo

Главная Новости

Раджастхан: обитель раджей. Статья о Джайпуре и раджпутах

Опубликовано: 03.10.2018

видео Раджастхан: обитель раджей. Статья о Джайпуре и раджпутах

18 Best Travel Destinations of 2018 | Where to Travel This Year!
Смотрите карту Джайпура

К западу от Нью-Дели лежит штат Раджастхан. Когда Индия добилась независимости в 1947, на территории этого штата существовали 23 независимых княжества. Эти карликовые государства основали раджпуты. Во главе каждого из них стоял раджа. И чтобы никто не обиделся на снижение статуса, штат назвали Раджастхан, то есть «Обитель раджей». Наш рассказ – о том, кто такие раджпуты и о столице Раджастхана.


Spring in Rajasthan 2017

Рыцари Индостана

Социальная организация индийского общества настолько сложная, что западным ученым до сих пор в ней не все понятно. Одной из примечательных групп населения этой страны являются раджпуты, составляющие значительную часть населения штата Раджастхан. Их происхождение загадочно. Согласно европейской версии, они являются потомками племен (в том числе саков), переселившихся в Индию из Центральной Азии в период между началом I и VI вв., принявшими индуизм и кастовую оболочку. Традиционная социальная организация раджпутов, которая хорошо сохранилась, является самым убедительным доказательством их иноземного происхождения. Далекие предки раджпутов явно были кочевниками, привыкшими к степям и коням, луку и стрелам, и воинский образ жизни был для них естествен. В самой же Индии раджпутов считают потомками касты кшатриев (воинов, второй по рангу после брахманов), которые свое название «раджпут» приобрели в период раннего средневековья. Слово раджпут переводится как «сын царя».

Начиная с IX века раджпуты играли ведущую жизнь в политической жизни Северной Индии и являлись одним из препятствий на пути исламизации Индостана завоевателями. Их нередко сравнивают с рыцарями Запада, с самураями Японии. У раджпутов всегда было много врагов, и они постоянно с кем-то воевали. Поэтому традиционное воспитание раджпутских мальчиков было направлено на развитие качеств, необходимых воину. Начиная с 7-8 лет их брали на охоту, а случалось, и на битву с врагом. Чтобы маленький раджпут привыкал к виду крови, его учили во время праздников срубать небольшой сабелькой головы жертвенным козлятам и ягнятам. Первый самостоятельный успех юноши в охоте на зверей был для его отца поводом устроить большой праздник. С раннего возраста раджпуты принимали участие в спортивных занятиях, а это – конная выездка, стрельба по цели из лука и ружья, бросание копья в цель с коня в движении, поединки в кругу на конях с использованием тупых копий, конное поло с мячом, тренировки по умению спрыгнуть с коня на полном скаку и уцепиться за низко висящие ветки деревьев, борьба (в том числе безоружного против вооруженного).Помимо этого, юный воин получал и общее образование – подробно изучал исторические легенды, предания и сказания, как о собственном клане, так и вообще обо всей раджпутской общности. С самого детства учился играть на музыкальных инструментах и петь – умение исполнить старинную балладу считалось для любого раджпута крайне престижным. Мальчики также обязательно изучали тонкости игры в шахматы, т. к. это развивало ум и стратегическое мышление будущих воинов. И девочек учили писать, сочинять стихи и вообще излагать свои мысли на бумаге, а также нанизывать цветочные гирлянды, что было отдельным видом искусства.

Раджпут. Гравюра Фредрика Шоберля (1821 г.)

Таким образом, раджпут вступал во взрослую жизнь, будучи всесторонне образованным человеком, способным в любой момент отдать свою жизнь, защищая собственную честь или честь клана. На протяжении жизни он мог заниматься только военным делом и ничем иным. Неприемлемыми занятиями считались торговля и земледелие. Раджпуту было запрещено даже прикасаться к плугу. Не приветствовалось также и чрезмерное религиозное рвение. Жизнедеятельность раджпутов обеспечивали представители других каст, которые получали в качестве вознаграждения защиту. Лишь постепенно, в силу экономической необходимости (после установления британского владычества и прекращения феодальных распрей), беднейшие раджпуты занялись хлебопашеством.

Главным родом войск у раджпутов была кавалерия. Уважающий себя раджпут вообще должен был как можно меньше касаться ногами земли. Поэтому в пехоте воевали бхилы – представители коренных индийских племен, и незаконнорожденные «полураджпуты». Боевой конь был истинным другом, помощником и членом семьи воина. Скакунам посвящались поэмы и баллады.

Согласно раджпутским представлениям о чести, ни один член клана не мог оказаться в плену или в рабстве. Поскольку мужья в условиях постоянных войн гибли часто, благочестивые раджпутки совершали обряд сати – самосожжение на погребальном костре. Считалось, что таким образом жена «правильно» заканчивала свою жизнь. Случалось, что раджпутки всего клана (несколько тысяч) выполняли обряд джаухара – коллективное самосожжение, который совершался еще до смерти мужа. Это происходило в случае осады крепости, когда надежды на победу не было. Детей старались переправить в родственный клан, а если это было невозможно, то им давали смертельную дозу опия. Раджпутские женщины совершали как сати, так джаухар вполне осознанно. Те, кто отказывались принять добровольную смерть и переживали погибшего мужа, становились изгоями.

Огромное значение раджпуты придают знаниям по генеалогии. Фиксируется всё, что имеет отношение к семье, роду и т. д. Делается это с помощью генеалогов, принадлежащих к особым кастам – бхат и чаран. Верхняя граница любой генеалогии – это возведение к одному из четырех главных объединений раджпутов, так называемых линий, или династий. Раджпуты унаследовали свои линии от кшатриев. Четыре главные линии: Солнечная, Лунная, Огненная и Змеиная. Последняя имеет чисто номинальное значение, и групп, относящих себя к ней, мало.

Генеалогические линии раджпутов состоят из родовых групп, которые называются кула. Этих кул очень много, более 100, но 36 из них составляют особую группу – так называемые царские кулы. Эти 36 набраны из всех четырех линий. Каждая кула имеет свое охранительное божество – кулдеви. Каждый человек наследует кулу своего отца. Считается, что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками одного предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в брак друг с другом. Строгой иерархии раджпутских кул нет, но есть группы примерно равных по престижу кул; престиж этот определяется историческими заслугами предков. Поэтому в раджпутском традиционном обществе очень сильна потребность в ведении подробных и точных генеалогий.

Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни тысяч человек. Кула не имеет какого-то одного руководителя, лидера. Но она состоит из кланов, один из которых считается самым главным. Лидеры таких главных в куле кланов были теми, кого называют раджпутскими князьями с титулами раджа, рана, рават, рао. Правителей крупных государств, княжеств называли махарана, махараджа, т. е. «великий раджа». Правитель имел массу строго регламентированных обязанностей, основанных на предписаниях дхармы. Главными из них считались защита богов, брахманов, коров и святых мест. Примечательно то, что сам раджа не владел землей и не мог ею распоряжаться, т. к. она была собственностью клана. Он мог лишь временно передать какому-нибудь полезному для клана человеку (не члену клана) право собирать налоги с какого-то участка земли.

Раджпутских государств теоретически могло быть ровно столько, сколько было раджпутских кул. Но многие кулы были изначально слабы и объединились с другими. Но всякая из них стремилась к власти на земле. Отсюда и появилось столь большое число раджпутских владетельных домов в Северной Индии.

У раджпутов существовал майорат – правило наследования, при котором все имущество родителей переходит к старшему в роду сыну и его семье. Младшие ветви должны были добывать себе средства к существованию только сами. Это вызывало постоянное выплескивание все новых и новых групп раджпутских переселенцев за пределы их этнических и политических территорий.

Клановая система власти и майорат сделали неизбежными внутренние конфликты. Все остальные раджпуты представляли собою потенциальную или реальную угрозу территориям и благополучию каждого отдельного клана. Никогда за долгие века раджпуты не сумели объединиться в централизованное государство. Подчинение общему верховному правителю было по самой своей сути несовместимо с традициями клановой системы. Каждый клан считал себя если не лучше и благороднее всех остальных, то, во всяком случае, не хуже и не ниже их.

В раджпутском обществе и по сей день практически в неизменном виде сохраняются классические семейно-брачные нормы. Традиция предписывала выдать дочь замуж до достижения ею половой зрелости, также за раджпута, с богатым приданым, раз и навсегда. Разводиться или выходить замуж повторно, будучи вдовой, для женщины не считалось возможным. Это роняло престиж как отдельной семьи, так и всего клана в целом.

Жених-раджпут должен был обладать более высоким, чем невеста, социальным и ритуальным статусом. Поэтому раджпутам приходилось выяснять, чья кула «лучше», а чья «хуже». Помощниками в этом архиважном деле были знатоки генеалогии бхаты, чараны. Также общепринятым считалось следующее правило: чем дальше на восток родина раджпута, тем менее престижным является его род, потому что живущие на востоке якобы слишком перемешали свою кровь с местным населением. Отсюда – древнее изречение: «Запад невест берет, а Восток их дает». Поэтому для раджпутского жениха было крайне важно жить хотя бы на километр западнее, чем семья его будущей жены. В XVI–XVIII веках раджпуты были вынуждены, вступив с мусульманами в союзнические отношения, выдавать своих дочерей замуж за их правителей. И только ветвь Сисодия раджпутской кулы Гухилот не признала главенство моголов. Раджпуты Сисодия и по сей день очень гордятся чистотой своей крови, а представители других кланов относятся к ним с подчеркнутым уважением.

Внешние символы достоинства у раджпутов – длинные подкрученные усов и борода, а также тюрбаны. Последние бывают как белыми, так и окрашенными. Наиболее популярные и подходящие для большинства ситуаций – темно-красные. Оранжево-красноватые носят глубоко религиозные люди. Шафраново-желтый цвет свидетельствует о редком героизме его обладателя, его надевают также на свадьбу. В случае траура надевают белый тюрбан, хотя на похороны можно прийти и в темно-синем, и в коричневом. Для каждого сезона – своя расцветка. Весной предпочитают белый с ярко-красными концами. Летом популярен бледно-розовый цвет с жемчужным отливом. В период муссонов носят, как правило, зелено-розовые. В особо благоприятных ситуациях раджпут может надеть тюрбан пяти цветов, расписанный оранжевым, розовым, красным и желтым цветами с вкраплениями белого. Тюрбан используют не только как головной убор: в дороге он служит и подушкой, и полотенцем, в далеком путешествии фильтром для грязной воды и даже средством для ее подъема из колодца. С головным убором связан и целый ряд примет. Совершенно недопустимо перешагнуть через лежащий тюрбан. Обмен тюрбанами означает дружбу на всю жизнь, а снять тюрбан перед кем-то значит испрашивать милость или прощение. Права наследования передавались посредством тюрбана: на 12-й день после смерти отца, в присутствии всех членов клана, наследнику повязывали тюрбан умершего, и он официально становился главой клана или семьи. Тюрбан является первым подарком жениху со стороны родителей невесты.

Ныне большинство людей, называющих себя раджпутами, по существу к таковым не принадлежат. Многие давно переродились в представителей сельскохозяйственных каст и не соблюдают обычаев раджпутов. Нередко другие сословные группы называют себя раджпутами, чтобы поднять свой социальный статус. Поэтому истинный раджпут не примет пищу из рук другого раджпута, если не знает его лично, чтобы не оказаться оскверненным.

Розовый город

В первой половине XVIII, когда власть Великих моголов немного ослабла, раджпутский правитель Джай Сингх II решил рядом со своим городом-крепостью Амбер на вершинах гор спуститься в близлежащую долину и основать там новый дворцовый город. Случилось это в 1727 г. По имени своего основателя он получил название Джайпур, т. е. «город Джая» (а имя Джай – как «победа»). У Джайпура есть две особенности. Во-первых, это, наверное, единственный в Индии город, строившийся в то время с прямоугольной планировкой: весь Джайпур, окруженный стеной, охраняющей город от вражеских войск и диких зверей, разделен на девять прямоугольных секторов. Это сделано в соответствии с религиозными представлениями индуизма: каждый сектор символизируют девять сред Вселенной. Джайпур находится в живописном месте, окруженном зелеными холмами.

Бледно-кирпичный оттенок домов в старой части Джайпура

Во-вторых, Джайпур часто называют Розовым городом. Именно таков оттенок у бледно-кирпичных фасадов домов. При сооружении зданий в большом количестве использовался местный строительный материал – розовый известняк, из которого выстроено большинство туристических достопримечательностей Джайпура. Однако есть и легенда, объясняющая это прозвище Мол, город первоначально был светло-серым, но в 1883 в Джайпур решил приехать принц Альберт, супруг царствовавшей в то время королевы Виктории. Специально к его визиту город якобы перекрасили в розовый цвет, который в культуре раджпутов ассоциируется с гостеприимством.

После завоевания Индией независимости Джайпур стал столицей штата Раджастхан. Это быстроразвивающийся город с населением более 3 324 000 человек (по переписи 2005 г.) и развитой индустрией (металлургическая, текстильная, ювелирная, химическая промышленности). Хотя Джайпур объединяет в своем облике черты древности и современности, туристов он привлекает старинными достопримечательности, которых здесь превеликое множество.

Крепостные сооружения вокруг Джайпура поражают масштабностью

Джайпур явился третьим городом по пути нашего путешествия по Индии (до этого были Дели и Агра). По нашим меркам от Дели до столицы Раджастхана – рукой подать, всего километров 300. Однако передвижение по перегруженным дорогам Нью-Дели отнимает столько времени, и настолько утомительно, что более предпочтительным явился авиаперелет. Меньше часа – и вы на месте. На автомобиле на это уходит не менее пяти-шести часов.

Когда алматинец попадает в Джайпур, то здесь он себя чувствует в более привычной обстановке, поскольку к городу вплотную подступают холмы, поросшие густыми зарослями деревьев. Хоть и невысокие, но все же горы. И чем-то родным сразу веет.

Джал-Махал – летняя резиденция местных правителей

Из аэропорта нас сразу повезли в экскурсию в старый город, который находится в 11 км к северу от Джайпура. Собственно, это город-крепость, называемый Амбером, расположенный на горе. Амбер – это классическая крепость-дворец в стиле Раджастхана. Его строительство в 1592 году начал махараджа Ман Сингх I, а закончил его потомок Джай Сингх I. По пути в Амбер проезжаешь озеро, посреди которого, прямо из воды, высится дворец. Это Джал-Махал – летняя резиденция местных правителей.

Дорога к Амберу временами напоминает путь на Коктобе – так же петляет куда-то вверх между густой зелени, только она намного длиннее, а местность в целом более скалистая. Уже на подъезде к крепости появляются средневековые жилые строения, между которыми вьется настолько узкая дорога, что двум автомобилям здесь не разъехаться.

И вот мы в крепости. Снаружи она кажется грозной, неприступной, а внутри – полна архитектурного изящества. За мощными крепостными стенами скрывается невероятно красивый комплекс дворцов, залов, павильонов, садов и храмов. В общем, то, что можно назвать настоящей восточной роскошью. Росписи, изображающие сцены войны и охоты, украшены инкрустацией из драгоценных камней и зеркал. С двориков внутри крепости открываются зачаровывающие виды окрестностей – долины, холмы, тянущиеся по их греблям на многие сотни метров зубчатые крепостные стены...

Еще фотографии крепости (открывается наведением курсора на мини-изображение). За фотогалереей – продолжение текста.
До Амбера можно доехать и на слоне

Внизу, перед Амбером, находится озеро, в котором город-крепость, наверное, красиво отражается. Но в тот сезон (конец августа) воды практически не было. Только небольшие лужицы, между которыми паслись коровы.

По дороге в Амбер и на обратном пути можно увидеть караваны слонов – одну из главных экзотик Индии. Сейчас эти могучие животные работают на туристов. Можно просто покататься туда-сюда, на небольшом участке. А можно весь путь к Амберу и обратно проделать сидя на спинах слонов, чувствуя себя настоящим махараджей. Слонов погонщики разукрашивают замысловатым цветным рисунком.

В прошлом же слоны являлись самым грозным оружием индусов, наводившим ужас на всех неприятелей – от арабов до англичан. В боевых условиях слон нес на себе до семи воинов, вооруженных луками, дротиками и другим метательным оружием. Хорошо обученный слон был способен вытаптывать в неприятельских рядах целые просеки. Было у него и специальное оружие наподобие кистеня – два соединенных цепью металлических шара, утыканных шипами, защищен он был специальными металлическими доспехами, закрывавшими сверху хобот, шею и бока. Обучал, воспитывал и вел в бой слона погонщик – махаут, понукавший слона анкушем – железным крюком на рукояти, которым в случае необходимости отбивал атаки на своего питомца. Самым главным для неприятеля было вывести слона из равновесия с тем, чтобы он впал в бешенство и начал крушить не только чужих, но и своих. Бессильны слоны были и против пороха.

Хава-Махал («Дворец ветров»)

Наше знакомство с достопримечательностями Джайпура в плане хронологии в какой-то мере повторило путь его основателя. Полюбовавшись архитектурными красотами Амбера, мы вновь спустились в долину, в новый город. Основная часть достопримечательностей Джайпура сосредоточена в пределах городской стены.

Прежде всего это визитная карточка города – Хава-Махал («Дворец ветров»). У этого пятиэтажного здания – неповторимый орнаментальный фасад, украшенный изящными колоннами и балконами, насчитывающий 953 ниши и окна. Хава-Махал построен в 1799 Пратаром Сингхом для своих жен, чтобы они, не выходя из дворца, могли наблюдать уличную жизнь и праздничные шествия. (Раджпуты были многоженцами, число жен раджи могло доходить до 30.)

Городской дворец в Джайпуре

Ни один турист в Джайпуре не минует и Городской дворец (City Palace), или музей Махараджи Мана Сингха II, который являет собой смешение двух архитектурных стилей – раджастханского и могольского. Он состоит из ряда зданий. Территория комплекса поделена на внутренние дворы, сообщающиеся арками. Главный вход – арка Раджендра Пол, перед которой стоят фигуры двух массивных слонов, вырезанные из мраморных монолитов. За аркой – двор, в центре которого стоит Мубарак-Махал – двухэтажный павильон с балконами и арками, в котором находится выставка одежды раджей. Посреди другого двора – открытый павильон Диван-и-Кхас. Его охраняют служители – по облику типичные раджпуты. А охранять там есть что! В павильоне находятся два огромных серебряных кувшина, высотой с человеческий рост. Это самые большие в мире серебряные изделия, занесенные в книгу рекордов Гиннеса. Когда махараджа Мадхосингх II совершал свой исторический визит в Лондон в 1901, в этих кувшинах везли священную воду Ганга. Диван-и-Ам – зал для официальных аудиенций. Сейчас здесь демонстрируются живописные миниатюры моголов и раджпутов, ковры, рукописи, серебряный трон и слоновье седло с балдахином из слоновой кости. Есть здесь и Силех-Кхана – павильон с одной из лучших в Индии выставок оружия. Самое крупное сооружение комплекса – семиэтажный Чандра-Махал, над котором виден флаг Индии. Каждый этаж пышно украшен и имеет собственное название в соответствии со своим предназначением. Чандра-Махал остается частной резиденцией раджей Джайпура, и вход в него воспрещен. В их собственности также форты Амбер и Джайсалмер. Семья правителей выделяет деньги на реставрацию своих зданий.

Один из двух серебряных кувшинов в павильоне Диван-и-Кхас

Основатель Джайпура Джай Сингх II был не только государственным деятелем и покровителем искусств, но и выдающимся ученым. Ученость Джай Сингха II проявлялась, в частности, в том, что он интересовался астрономией и построил в Индии пять обсерваторий. Одну из них – Джантар-Мантар – самую большую и лучше всего сохранившуюся – в Джайпуре. Она находится в двух шагах от Городского дворца. За образцы были взяты инструменты марагинской и самаркандской обсерваторий.

Из множества прочих мест паломничества туристов в Джайпуре отметим напоследок главный храм Кришны в городе – Храм Говинд дев. Основное божество этого храма – играющий на флейте бог Кришна. Это здание построено также при Джай Сингхе II и первоначально служило парковым павильоном. Фигура Кришны, считающимся божественным покровителем Джайпура, привезена в эту местность в конце XVII века в целях спасения от репрессий могольского императора Аурангзеба.

Всегда приятно увезти на память о посещении города безделушки, которые долго будут служить воспоминанием о поездке. В Джайпуре, работающем на туристов, недостатка в их выборе нет. Мы рекомендуем вам купить здесь какие-то ювелирные украшения – себе или для подарка кому-то. Джайпур – крупнейший в мире центр по обработке и огранке полудрагоценных камней. Соответственно здесь очень большой выбор красивых и дешевых ювелирных изделий ручной работы.

Алоис Назаров, 16 из 17 фотографий – авторские (при написании использовались работы российского индолога Е. Н. Успенской, крупного знатока истории раджпуров)

Карта Джайпура ( К началу статьи )

Айн момент, загружается карта...




Новости

     RSS подписка
Популярное
Путешествие по миру © 2024.
rss